Ещё случай, хорошо подтверждающий правило, что после проверки на полиграфе надо верить только полученным полиграммам. У нас есть подшефная компания, у которой мы регулярно по договору проводим проверки на детекторе лжи. Описание ситуации. Из кошелька на столе, в кабинете директора фирмы пропало 500 $. Сам хозяин фирмы утром пришел на работу, залез в кошелек, доставал оттуда карточки и пропавшие деньги видел сам лично, потом положил кошелек на свой стол и пошел с обходом по кабинетам и территории фирмы. Вернулся в обед, кошелек на месте, а вот 500 $ из него пропали. Хозяин взвился, рассвирепел, сильно разозлился и “закусил удила”.
И его можно понять. Как так, меня, хозяина, в своей родной фирме и обворовали. Приказал найти вора, кто украл его деньги, причем любой ценой. Безопасники просмотрели видеокамеры в коридоре. С утра и до обеда в кабинет директора заходили всего два сотрудника: уборщица-узбечка (но она уже 6 лет там работает и всегда по утрам делает там уборку) и секретарша, которая недавно устроилась на работу. Но она тоже должна была каждый день заходить в этот кабинет, в её обязанности входило кормить рыбок в аквариуме.
Привозят их ко мне в офис для проверки на полиграфе обоих. Досконально проверил их двоих – обе невиновны. Уборщица первой проверялась на детекторе лжи – не она. На 100% не она, по полиграммам даже придраться было не к чему.
С секретаршей пришлось сильно помучаться. Девушка молодая, недавно устроилась. До её приезда ко мне на полиграф, на работе с ней уже три безопасника по отдельности беседовали и каждый пытался её “расколоть”. Причем в жесткой и грубоватой форме: верни, отдай деньги, это ты их взяла, больше некому, мы все знаем, если вернешь – мы тебе все простим, только сознайся. Шерлок Холмсы все. Детективов начитались. Материться не охота. Девчонка вся в слезах. Еле-еле ее успокоил. Начал её проверку на полиграфе. А у неё при проверке на проверочные вопросы – все реакции как “свечки”. Хорошо, что уже тогда понимал, что такое значимость стимула у опрашиваемого при проверке. Причем вазомотика, физиономогмистика, ее поведение – все было как у виновного человека. Как в учебнике по криминалистике. И секретарша сама по внешности сильно на цыганку-мошенницу была похожа, которые по метро побираться ходят и деньги просят: “сами мы не ме-е-е-естные”… ?))). Поначалу перед ее проверкой на полиграфе я и сам был уверен и четко думал, что это она взяла деньги. Внешность и глаза у нее были, как бы сказать: вороватые, как у мошенников. Но вот во время её проверки на детекторе лжи, самих реакций на полиграммах по значимости на её виновность я НЕ ПОЛУЧИЛ. У нее их НЕ БЫЛО. От слова совсем. Я уж и так пробовал и этак, все вопросы на полиграфе в разных видах по 5-7 раз задавал. А детектор лжи показывает: ну НЕ БРАЛА она этих денег и все. Точка. Чего делать-то? Грех на душу брать? Обвинять невинного человека? А ведь в кабинет заходило (со слов безопасников, которые видеокамеры смотрели) всего только два человека. Все. Больше никто. Только эти две подозреваемых и могли 500 $ украсть. Других нету. И возникла дилемма: а чему мне верить? Показаниям детектора лжи или словам безопасников?
Решил говорить всё как есть. Звоню директору-заказчику. Говорю, что проверка на детекторе лжи показала, что они обе не брали. Он мне резонный вопрос задает, а кто же тогда взял? Я сам утром четко видел эти пропавшие 500 $ в своем кошельке своими глазами. Отвечаю, я не знаю, кто взял, но то, что эти два человека пропавших денег не брали, я уверен на 100%. Он меня опять, но уже жестко спрашивает, а Вы говорил сейчас в своем уме? Вы соображаете о чем вы говорите? Вы вообще на своем полиграфе проверки проводить умеете? Из двух подозреваемых одну виновную не можете найти? Тогда кто у меня деньги украл? В марсиан, полтергейст, летающих птиц и Карлсонов я не верю. Отвечаю, что да, я в своем уме, с утра опохмелился… ?))). Он говорит, ну тогда мы с вами с этого дня больше работать не будем, договор расторгаем, из-за вашей профнепригодности. А проверять своих сотрудников на полиграфе я буду в другой компании. Мне ваши такие бестолковые и не точные проверки на детекторе лжи не нужны. Отвечаю: не возражаю, нашли чем пугать. Но я обвинять невинных людей я не буду. Поругался я ним тогда конкретно. Ушел клиент из компании. А у меня самого на душе сомнения, а кто же тогда эти деньги мог взять на самом деле? Может я при проверке на своем детекторе лжи что-то сглупил, не так сделал или ошибся, может вопросы не такие задавал, может саму проверку на полиграфе плохо провел? Где и в чем я ошибся?
А через два дня звонит опять мне этот директор и ласково-елейным голосом просит прощения и просится на обслуживание обратно и хочет возобновить наш договор по проверкам. Что получилось. Оказывается: посмотрели его безопасники видеокамеры более внимательно (раньше смотрели на ускоренном режиме) и увидели как в день кражи по коридору этой фирмы в тот день еще ходил торговец -“коробейник”, заходил во все кабинеты и предлагал сотрудникам купить у него разную косметику и сувениры. Он то и заходил третьим к директору (где 500 $ в кошельке лежали), но когда он вышел оттуда, то потом, не идя далее, почти бегом сразу бросился к выходу. Ларчик-то просто открывался. Видеокамеры, оказывается безопасники невнимательно посмотрели. Идиоты, сколько вы мне крови выпили и нервов попортили, я им так и сказал.
Зато потом, когда я к ним на фирму приехал, только захожу, а на весь офис крик: “мой спаситель приехал!!!!” Секретарша эта, со стула вскакивает, подбегает, на меня запрыгивает и давай при всех меня расцеловывать… ?))). Еле-еле отбился… ?))). Пустяк, конечно, но было очень приятно. Наверное, ради этого, мы и работаем… ?))). Во благо справедливости. Продолжение дальше.